Краевое государственное автономное учреждение Социально-оздоровительный центр Тесь
Телефон для справок
(39132) 5-33-83, 4-41-65
Отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями  -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отделение по реабилитации детей с ограниченными возможностями

С февраля 2011 года в нашем санатории работает отделение реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья, проживающими на территории Красноярского края.  Деятельность этого отделения направлена на оказание помощи детям в возрасте от 3-18 лет с детским церебральным параличом, неврологической патологией, нарушением опорно-двигательного аппарата и хронической соматической патологией. В связи с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы в организации оказания помощи таким детям. В последние годы в России поднимаются вопросы, направленные на изменение отношения к людям данной категории. В контексте «новой» политики человек с ограниченными возможностями здоровья независимо от своей дееспособности и полезности для общества рассматривается как объект психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ориентированный на создание условий для полной самореализации его личности. Но, несмотря на данные позитивные изменения последний лет, это проблема требует своей дальнейшей практической разработки. Кроме того, необходима теоретическая разработка и практическая реализация инновационных моделей и программ, направленных на качественное удовлетворение особых потребностей данной категории детей и их родителей. На основании Письма Министерства социальной политики Красноярского края от 02.12.2010 г. № 12516-10 «О создании отделения реабилитации» в структуре КГАУ «СОЦ» Тесь» было создано отделение по реабилитации детей с ограниченными возможностями на 50 человек. Из них проходят курс реабилитации 25 детей, проживающих в сопровождении родителей по направлению «Мать и дитя». Государственное задание на один календарный год составляет 15 заездов. 

Лицензия на осуществление образовательной деятельности

Структура управления отделением реабилитации детей с ограниченными возможностями

Информация  о составе педагогических работников на 10.01.2024 г.

УСЛУГА по санаторно-курортному лечению и психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ  с 3 до 18 лет с сопровождающим лицом

Положение об отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями КГАУ "СОЦ "Тесь", осуществляющем образовательную деятельность

Годовой перспективный план работы на 2024 год

Положение о психолого-педагогическом консилиуме

Положение о педагогическом совете

Положение о контрольной деятельности

Положение о рабочей программе 

Программа дополнительного образования «Жить здорово» 

Программа дополнительного образования «Дельфин» 

Программа дополнительного образования «Краски в руки»

Программа дополнительного образования «Мир музыки»

Программа дополнительного образования «Познавайка»

Программа дополнительного образования «Развивайка»

Программа дополнительного образования «Речевичок»

Программа дополнительного образования «Шаг вперед»

Программа дополнительного образования «Я чувствую мир»

 

Памятка для отдыхающих по путевке «МДР»

 

 Виртуальная экскурсия

ФОТОГАЛЕРЕЯ отделения

В связи с увеличением количества детей с ограниченными возможностями здоровья возникают проблемы в организации оказания помощи таким детям. В последние годы в России поднимаются вопросы, направленные на изменение отношения к людям данной категории. В контексте «новой» политики человек с ограниченными возможностями здоровья независимо от своей дееспособности и полезности для общества рассматривается как объект психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи, ориентированный на создание условий для полной самореализации его личности. Но, несмотря на данные позитивные изменения последний лет, это проблема требует своей дальнейшей практической разработки. Кроме того, необходима теоретическая разработка и практическая реализация инновационных моделей и программ, направленных на качественное удовлетворение особых потребностей данной категории детей и их родителей. На основании Письма Министерства социальной политики Красноярского края от 02.12.2010 г. № 12516-10 «О создании отделения реабилитации» в структуре КГАУ «СОЦ» Тесь» было создано отделение по реабилитации детей с ограниченными возможностями на 50 человек. Из них проходят курс реабилитации 25 детей, проживающих в сопровождении родителей по направлению «Мать и дитя реабилитация» (МДР). Государственное задание на один календарный год составляет 15 заездов. Это 375 детей и 375 сопровождающих, итого 750 человек.

Созданная модель отделения в КГАУ «СОЦ» Тесь» по оказанию специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья обладает комплексом специально созданных социально-медицинских, социально-психологических, социально-педагогических условий воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Основывается на принципах нормализации жизни, системного подхода к сопровождению ребенка в условиях санаторно-курортного лечения и представляет собой оптимальное соотношение процессов восстановительного лечения и психолого-педагогических мероприятий, направленных на развитие ребенка и коррекцию его особенностей.

Отделение по реабилитации детей с ограниченными возможностями проводит психолого-медико-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями для максимально полной адаптации к жизни в обществе. Оказывает услуги детям в возрасте от 3до 18 лет, проживающих на территории Красноярского края с детским церебральным параличом, неврологической патологией, нарушением опорно-двигательного аппарата и хронической соматической патологией и проводит психологическую помощь, восстановительное лечение и педагогическую коррекцию нарушений развития, связанных с заболеванием.

Цель деятельности отделения:

Создание комплекса условий для круглосуточного пребывания детей с ограниченными возможностями (по путевочному принципу) и реализация комплексной психолого-медико-педагогической реабилитации через реализацию дополнительных общеразвивающих программ с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, а так же обучение родителей особенностям воспитания, обучения и методикам реабилитации в домашних условиях.

Задачи:

  1. Проведение санаторно-курортного (восстановительного) лечения в соответствии с диагнозом и состоянием ребенка.
  2. Разработка индивидуальных маршрутов на курс реабилитации.
  3. Нормализация деятельности детей и подростков с ограниченными возможностями и поддержания их активного образа жизни
  4. Обеспечение условий для активного приспособления к социальной среде детей и подростков с ограниченными умственными и физическими возможностями.
  5. Развитие творческого потенциала и организация культурного досуга и отдыха детей и подростков с ограниченными возможностями.
  6. Работа с родителями в целях реализации преемственности реабилитационных мероприятий в семье.
  7. Оказание психологической помощи семьям, имеющих детей-инвалидов.
  8. Проведение коррекционно-развивающей работы с детьми с применением различных методик и технологий, развитие познавательных способностей и интеллекта, формирование навыков общения и коррекция поведения;

Программа курса реабилитации по психолого-педагогическому сопровождению детей с ограниченными возможностями сформирована в соответствии с принципами и подходами, определенными современным состоянием коррекционной педагогики и специальной психологии:

   

Основополагающие принципы коррекционной работы с детьми данной категории являются:

  • Принцип социально-практической направленности обучения. Предусматривает преодоление зависимости ребенка от ближайшего окружения, подготовку к самостоятельной жизни в обществе на максимально доступном уровне. Содержание коррекционной работы должно способствовать овладению социальными навыками в различных сферах (самообслуживание, социальные контакты).
  • Принцип воспитывающего характера обучения. Предполагает целостное воздействие на ребенка одновременно в двух направлениях: обучение знаниям, умениям и навыкам и воспитание с целью подготовки к деятельности и жизни в обществе.
  • Принцип дифференцированного и индивидуального подхода. Дифференцированное коррекционное воздействие предусматривает учет в коррекционной работе вариативности и специфичности структуры нарушения, а также уровня развития детей. На основании данного принципа осуществляется деление детей на подгруппы, подбирается вариативное содержание, методы и средства обучения, различные виды помощи детям ( направляющая, стимулирующая или обучающая). Индивидуализация обучения предполагает разработку индивидуального маршрута на каждого ребенка с учетом степени проявления нарушения, индивидуально – типологических особенностей, компенсаторных возможностей.
  • Деятельностный принцип коррекционного обучения. Обучение осуществляется в процессе различных видов деятельности с опорой наведущий вид деятельности для каждого возраста и доступный для овладения данного ребенка с учетом его психофизических особенностей и структуры нарушения. Основным признается овладение ребенком не знаниями, а определенными доступными и необходимыми для самостоятельной жизни в обществе практическими действиями.
  • Принцип полисенсорной основы обучения. Предполагает опору на все сохранные анализаторы и развитие компенсаторных возможностей ребенка. Осуществляется максимальное обогащение сенсорного опыта ребенка. В процессе обучения необходимо использовать комплекс методов и приемов для формирования целостного образа об объектах и явлениях окружающего мира.
  • Принцип единства диагностики и коррекции нарушений.  Предполагает осуществление комплексной и систематичной поэтапной диагностики каждого ребенка, на основании которой составляется ИПО, отслеживается динамика развития и уровень овладения программным материалом. Это позволяет коррегировать содержание программы на всех этапах обучения.

·         Принцип коммуникативной направленности.  Предусматривает развитие коммуникативных навыков в различных ситуациях взаимодействия со взрослым. При этом предусматривается возможность выбора альтернативных средств коммуникации (пиктограммы, Близ-символы, жесты и др.) однако развитие речевого общения определяется как необходимое условие расширения

Организация щадящего режима: (предусматривает оптимальное чередование режима занятий и отдыха, определение доступной нагрузки индивидуально для каждого ребенка с учетом рекомендаций специалистов)

Перечень социально психолого-педагогических услуг (согласно ИПР (индивидуальная программа ребенка) карт и соматического состояния ребенка) 

Наименование услуги

Количество занятий за заезд с одним ребенком

1.

Логопедические занятия /логомассаж

7 / 7

2.

Занятия с дефектологом (по программе VIII вида)

7

3.

Занятия по методики М. Монтессори

7

4.

Занятия с психологом

5/7(ДЦП, опорно–дв.нарушения)

5.

Занятия по ИЗО - терапии

5

6.

Занятия по механотерапии

10

7.

Занятия по АФК

15

8.

Занятия по прикладному искусству

5

9.

Музыкальные занятия

5

10.

Занятия по театрализованной деятельности

5

Разработаны и внедрены в практику работы Отделения дополнительные программы:

Программа дополнительного образования «Жить здорово» 

Программа дополнительного образования «Дельфин» 

Программа дополнительного образования «Краски в руки»

Программа дополнительного образования «Мир музыки»

Программа дополнительного образования «Познавайка»

Программа дополнительного образования «Развивайка»

Программа дополнительного образования «Речевичок»

Программа дополнительного образования «Шаг вперед»

Программа дополнительного образования «Я чувствую мир»

В декабре 2015 года Отделение реабилитации получило лицензию, тем самым имеет право оказывать образовательные услуги по реализации образовательных программ по видам образования: «Дополнительное образование детей и взрослых», от 23.12.2015 г. № 2921-18-02.

Разработан и внедрен в практику работы Отделения диагностический пакет документов по психолого-педагогическому сопровождению «Обследование уровня развития ребенка с ОВЗ», что позволяет эффективнее составить индивидуальный маршрут сопровождения для ребенка на курс реабилитации.

Все специалисты отделения имеют высшее специальное образование, постоянно повышают свою квалификацию на курсах повышения в Москве, Санкт -Петербурге, Красноярске, Новосибирске, Екатеринбурге.

Программой предусмотрена комплексная оздоровительно-восстановительная и психолого-педагогическая помощь по пяти направлениям: 

1.Социально-медицинские мероприятия;                  

2.Социально-педагогические мероприятия;

3.Социально-психологические мероприятия;

 4.Социально-культурные мероприятия;

5.«Помощь семье».

  1. Социально-медицинские мероприятия

Назначение процедур происходит в соответствии с нозологической формой согласно, стандарта санаторно-курортного лечения.

Лечение по видам заболеваний: ДЦП, умственная отсталость, РДА, пороки развития опорно-двигательного аппарата, прочие заболевания.

 

2. Социально-педагогические мероприятия

Цель социально-педагогических мероприятий: приспособление ребенка-инвалида к условиям социальной среды педагогическими методами и средствами. Формирование, коррекция и компенсация функций методам обучения, воспитания, развития, восстановление нарушенных связей в разных областях развития.

Задачи социально-педагогической реабилитации очень разнообразны и конкретизируются в зависимости от потребностей конкретного инвалида, степени ограничений его жизнедеятельности, возраста, реабилитационного и образовательного маршрута.

Социально-педагогическая реабилитация включает в себя:

- Адаптационное обучение;

- Коррекционное обучение;

- Просветительское направление

3. Социально-психологические мероприятия

Цель: коррекция эмоционально-волевой сферы и обучение приёмам саморегуляции.

Задачи:

- диагностика возможностей (реабилитационного потенциала) ребенка;

- создание комфортного микроклимата в Отделении, создание и подержание хорошего настроения у всех субъектов, включённых в процесс реабилитации;

- коррекция самооценки ребенка, гармонизация психоэмоциональной сферы;

- консультирование специалистов Отделения и родителей детей по вопросам социально-психологической реабилитации с целью повышения их «реабилитационной» компетентности;

- создание условий для формирования социально значимых качеств, приобретение новых социальных компетенций.

4.       Социально-культурные мероприятия

Цель: организация разнообразного и интересного досуга, творческое развитие, привлечение детей к участию в различных мероприятиях совместно с другими детьми. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей.

Задачи:

1.       Помочь детям с ограниченными возможностями в социокультурной адаптации на разных стадиях жизненного цикла.

2.       Организовать и обеспечить досуг для удовлетворения духовных и физических потребностей детей с ОВЗ путем содержательного наполнения свободного времени детей и сопровождающих лиц.

3.       Участие в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

5. «Помощь семье»

Цель: создание системы целенаправленной работы с сопровождающими лицами (законными представителями) детей-инвалидов по формированию компетентности родителей в вопросах развития, обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии.

Задачи:

-формирование у родителей готовности получить помощь и поддержку в решении проблем, связанных социализацией, воспитанием и обучением ребенка;

- обеспечение квалифицированной психолого-педагогической, социально-психологической поддержки семьи силами специалистов Отделения;

- содействие формированию адекватных отношений в семье (принятие ребенка таким, какой он есть, умение понимать ребенка, общаться с ним, вера в его силы, умение оказывать ему квалифицированную помощь);

- обучение родителей социально-медицинским, социально-педагогическим, социально-психологическим знаниям, умениям для проведения реабилитационных мероприятий в домашних условиях;

- вовлечение родителей детей, проходящих реабилитацию, в мероприятия, проводимые в центре («Веселые старты», «Банная вечеринка», «Театр экспромт», мастер-классы, практические семинары, выставки и т.д.)

Направления и формы работы с родителями:

- повышение родительской компетентности (обучение приемам и методам работы с ребенком, изо-терапия, творческие мастерские, тренинги, ролевые игры и т.д.) в различных сферах жизнедеятельности ребенка;

- расширение сферы общения и реабилитационной среды (вовлечение родителей в реабилитационный процесс, совместная деятельность и участие в мероприятиях);

- создание информационных стендов, памяток для родителей, написание методических рекомендаций, проведение мастер-классов, семинаров. Консультаций;

Главное в работе с родителями – формирование их активной позиции в воспитании и оздоровления своего ребенка. Для повышения родительской компетентности разработаны и представлены родителям информационные буклеты, брошюры, диск, с презентациями от специалистов. Специалисты отделения проводят обучение родителей методам коррекционной работы с ребенком в семье через индивидуальные консультации, беседы, практические советы, мастер-классы, творческие гостиные и т.д.

Материально-техническая база Отделения включает в себя: Жилой корпус №10 на 50 человек.

Дети с ограниченными возможностями и сопровождающие лица (законные представители) имеют возможность пользоваться материально-техническим оснащением санаторно-оздоровительного комплекса «СолнечныйТесь», а именно:

Доступная среда для детей-инвалидов в санатории выстроена в рамках краевой программы «Доступная среда для инвалидов»:

 

Административный корпус;

Гостиница;

Столовая;

Лечебный корпус;

Грязелечебный корпус;

КМЦ (культурно массовый центр);

Бассейн;

Спортивный комплекс;

Жилые корпуса (15);

Сауна (2);

Озеро, пляж;

Футбольное поле (2) с искусственным покрытием;

Пункт проката (велосипедов, роликов, коньков, лыж и т.п.)

Ко всем зданиям построены пандусы.

 

Предметно развивающая среда отделения корпуса №10 «Отделение реабилитации – 1 этаж:

- Жилые комнаты (для детей и родителей) в Отделении;

Проживание в Отделении реабилитации детей с ограниченными возможностями предусмотрено в корпусах № 9, 10, где имеются 2-х и 4-х местные номера, сгруппированные в блоки с общей прихожей, туалетом, душевой. В каждом спальном номере установлен телевизор.

- Мини столовая для маломобильных детей на 8 человек (4 сопровождающих и 4 ребёнка) с кулером, микроволновой печью, холодильником (для питания детей с тяжёлой патологией по назначению медико-психолого-педагогического консилиума), прачечная со стиральной машинкой-автоматом;

- Корпус оборудован лифтом для детей-инвалидов (маломобильных);

- Прачечная;

- Зал АФК;

- Зал механотерапии;

- Медицинский кабинет;

- Кабинет массажа.

- Игровая комната;

- Холл для просмотра видео фильмов и проведения культурно массовых мероприятий;

- Кабинет Монтессори;

- Музыкальная гостиная;

- Изостудия;

- Кабинет логопеда;

- Кабинет дефектолога;

- Кабинет психолога;

- Сенсорная комната;

- Воспитательская комната;

- Кабинет заведующего.

1. Построены пандусы (в культурно-массовом центре, столовой, бассейне, лечебном корпусе и возле корпуса);

2. Смонтированы и установлены разнообразные малые архитектурные формы перед корпусом;

3. Автотранспортное средство:специализированная газель для инвалидов с подъемником.

4. Оснащение учреждения специализированным оборудованием:

- Подъемник для бассейна ИПБ – 170Эи оборудование для работы с детьми в бассейне (палки для плаванья, гантели для акваэробики, аквапояса);

-оборудование для проживания детей-инвалидов: столик для инвалидной коляски и кровати с фиксированной столешницей, стул со спинкой для душа с гигиеническим вырезом (приспособления для людей с нарушением опорно-двигательной системы) - 5 шт, ходунки на колесиках (XS) – 5.10 – 3 шт, кресло – туалет пассивного типа на колесиках Мод. FS -696 Armed, кресло коляска – 3 шт, - 12 шт., мобильное кресло с высокой спинкой (малое 86-117), мобильное кресло с высокой спинкой (малое 107-140).

Контактный телефон: 8(391-32)73-861
Электронная почта: reab420@tesresort.ru